Когда первые радио- и телепередачи начали проникать в дома по всему миру, религиозные программы стали одной из первых опор этих новых средств массовой информации. Теперь, когда мир отходит от плоских 2D-экранов и привязанных к определенной частоте аудиотрансляций, религиозные деятели со всего мира начали использовать технологии метавселенной, Web3, пространственных вычислений и искусственного интеллекта в качестве проводников своей веры.
Тем не менее, все еще есть скептики, которые считают, что эти технологии таят в себе опасности. Религиозные лидеры задаются вопросом о допустимости использования современных технологий, а миллиарды последователей традиционных религий ожидают соответствующего руководства.
Шривас Сахасранамам, профессор Университета Глазго, в журнале Swarajya разъяснил положительный потенциал метавселенной для практиков индуистской веры:
«Представьте, что вы получаете Гитопадешу прямо от Господа Кришны. Нет, я не говорю о том, чтобы оказаться в научно-фантастической машине времени, которая перенесет меня назад во времени, к войне на Курукшетре. Скорее, я говорю о том, чтобы находиться в своей гостиной, играя роль Арджуны, ища ответы на свои внутренние битвы через Гитопадешу от аватара Господа Кришны в очках дополненной реальности».
Многие рассматривают иммерсивные качества метавселенной, особенно когда они воспринимаются через виртуальную реальность, как способ приблизиться к Священным Писаниям и историям, окружающим их религии.
Сахасранамам также написал об использовании метавселенной в качестве средства для медитации, говоря, что предлагаемое ею погружение может привести к более глубоким и значимым переживаниям.
Не все так воодушевлены потенциалом метавселенной как религиозного инструмента. Гэвин Ортлунд и Джей Ким, богословы и христианские пасторы из Соединенных Штатов, рассматривают это как нечто такое, что может дополнить нынешнюю парадигму христианского братства, но оба мужчины, похоже, согласны с тем, что это не замена физическим церквям.
Они обсудили этот вопрос в недавнем видео. Во время выступления Ким вслух задался вопросом, не является ли идея «церкви в метавселенной» оксюмороном.
Похоже, что главным возражением дуэта является цифровая/виртуальная природа метавселенной. Ортлунд заявил:
«Итак, крещение и Вечеря Господня, и это физические действия, церковь непреодолимо физическая, вы знаете, вам нужны физические тела для церкви, потому что вам нужны люди, чтобы войти в воду или съесть хлеб и вино. И это всего лишь один пример того, как что-то теряется, если вы уходите от присутствия лицом к лицу, от телесного контакта».
В Риме католическая церковь придерживается совершенно иной точки зрения. Она использует некоторые технологии метавселенной, в течение последних нескольких лет она изучала и применяла Web3, невзаимозаменяемые токены (NFT) и метавселенную, но Папа Франциск, нынешний лидер католиков, не является поклонником всех технологий, ориентированных на будущее.
Так, оносительно наступления эры искусственного интеллекта Папа высказался:
«Существует существенный риск получения непропорциональных выгод для немногих ценой обнищания многих».
Его окончательный рецепт — выступать за развитие сильной моральной и законодательной защиты от экзистенциального и пагубного вреда, наносимого ИИ, хотя он признает преимущества технологий при ответственном использовании.