На протяжении десятилетий разработчикам продуктов приходилось обращаться к таким технологическим гигантам, как Facebook*, Google, Instagram* и TikTok, чтобы продвигать свои продукты.
Если бы они не платили, то не смогли бы охватить свою аудиторию.
Согласно отчету Axios, ожидается, что к 2025 году эта традиционная централизованная рекламная индустрия принесет более 1 трлн долларов дохода.
В то же время реклама на этих платформах часто не соответствует интересам пользователей и рассматривается как спам.
Однако некоторые протоколы Web3 пытаются разрушить эту отрасль и предложить более совершенную систему подбора продуктов для пользователей. Эти протоколы позволяют отказаться от обычной модели рассылки спама людям с перерывами. Вместо этого они используют токенизированные вознаграждения и модель владения данными, чтобы побудить пользователей опробовать новые продукты.
Создание ценности для пользователей
По словам Брэндона Кумара, соучредителя Web3-агрегатора Layer3, основная проблема традиционной рекламы заключается в том, что она приносит клиентам очень мало пользы в обмен на много времени и усилий.
«Если меня рекламируют на Facebook*, то единственная полезность, которую я получаю, - это, возможно, персонализированная реклама, - сказал он. - Несмотря на то, что трачу много времени на то, чтобы внести свой вклад, я не получаю от этого никакой пользы».
Из-за отсутствия ценности традиционных социальных сетей многие пользователи Web3 ищут игры, в которых можно зарабатывать, и другие приложения, которые приносят больше пользы в обмен на их время. У некоторых пользователей также есть активы для инвестирования, и они хотят увеличить свой капитал за счет спекуляций и торговли. В любом случае, найти прибыльные приложения может быть непросто.
На заре криптоотрасли пользователи полагались на Twitter (сейчас X) в поиске новых протоколов. Брэндон Кумар заявил, это было «неэффективно», потому что продвижение основывалось только на том, «что хорошо выглядит в Твиттере», что, возможно, не всегда отражало реальность.
Протоколы пытались достучаться до пользователей с помощью аирдропов или «майнинга ликвидности», предлагая токены в качестве вознаграждения за предоставление ликвидности. Но это только привело к падению цены токена.
«Делая это, вы сжигаете деньги», - заявил Кумар.
По мнению Брэндона Кумара, решение проблемы заключается в том, чтобы назначать вознаграждения пользователям, которые имеют наибольшие шансы принести пользу экосистеме протокола.
«Если у вас есть токен, вы можете использовать его для целенаправленного стимулирования пользователей. Если вы этого не сделаете, то можете потратить фиат. И что мы делаем, так это используем это и направляем пользователям, которые, вероятно, будут иметь высокую вероятность удержания в вашем протоколе, будут тратить, будут сохранять, будут иметь высокий баланс на кошельке и соответствовать вашей целевой аудитории», - заявил он.
По его словам, это можно сделать, рассмотрев онлайн-данные пользователя, которые не учитываются традиционными платформами социальных сетей.
Брэндон Кумар утверждал, что Layer3 не просто помогает пользователям зарабатывать деньги на вознаграждениях в токенах, но и контролирует контент на основе поведения пользователей, что обеспечивает дополнительную не финансовую выгоду для пользователей.
Кроме того, он утверждал, что некоторые новички в криптовалюте приходят на платформу, чтобы узнать больше о цифровых активах, поэтому она также выполняет образовательную функцию.
Апурв Каушал, соучредитель агрегатора Web3 Intract, согласился с тем, что ценностное предложение, предлагаемое аирдропами Web3, представляет собой проблему для традиционных рекламодателей. Он заявил:
«У вас посередине есть крупный посредник, такой как Facebook*, который в конечном итоге контролирует большую часть бюджетных потоков, и они происходят в Web2 с точки зрения рекламы. Ни компания, ни пользователи не получают наилучших условий, потому что их данные контролируются Facebook* и всеми этими другими организациями. Но с помощью аирдропов пользователи фактически получают скидку в акциях компании или токенах за то, что внесли свой вклад на раннем этапе».
Однако индустрия пришла к пониманию того, что аирдропы также могут быть очень неэффективными. Каушал говорит, что за последние шесть или семь месяцев было много критики по поводу того, что аирдропы не является лучшим инструментом для привлечения качественных пользователей.
По словам Каушала, чтобы предотвратить выплату токенов некачественным пользователям, Intract занимается «целенаправленным поощрительным распределением». Платформа учитывает прошлую репутацию пользователя в блокчейне, а также социальные данные вне блокчейна при определении того, имеют ли они право на вознаграждение.
Одним из примеров, который привел Апурв Каушал, является функция Intract «доказательство человечности» (proof of humanity). Протоколы, которые обеспокоены тем, что их платформу могут заразить боты, могут проверить человечность пользователя с помощью различных методов.
Однако платформа не диктует, как определять человечность. Некоторые протоколы могут иметь неопределенный стандарт, например, требовать от пользователя наличия учетной записи Google, в то время как другие могут быть более строгими, требуя чего-то вроде подтвержденной учетной записи на криптобирже или даже удостоверения личности Worldcoin.
Рисунок 2. Протокол Intract, подтверждающий человечность. Источник: Intract.
«В любом случае, доказательство человечности может позволить протоколам предоставлять вознаграждение пользователям, одновременно ограничивая количество некачественных потенциальных клиентов», - утверждает Каушал.
Видеоигры как рекламная платформа
Джонатан Босанке, соучредитель Playa3ull Games, заявил, что в будущем видеоигры станут основным фактором, который разрушает традиционную рекламу.
Босанке рассказал, что в начале своей карьеры он пытался продать Sony и Atari идею рекламы видеоигр:
«У меня были Sony и Atari. Мы говорили с ними о компании, которую хотели создать, под названием «Реклама видеоигр», потому что даже сегодня ни в одной игре нет настоящей рекламы. Итак, мы подумали, что вы играете в игру и выбираете пару обуви, которая заставляет вас прыгать выше. Почему это не Nike или Adidas? Или, знаете, какой-нибудь другой бренд, который хочет продвинуться по карьерной лестнице? Вы пьете напиток, который придает вам больше энергии. Почему это не Coca-Cola, или Red Bull, или что-то еще?»
Обе компании не реализовали эту идею, но Джонатан Босанке по-прежнему считает, что видеоигры могут стать противовесом огромной мощи социальных и поисковых систем.
«На самом деле реклама видеоигр является шансом обойти традиционные средства массовой информации», - заявил он.
По его словам, Playa3ull в настоящее время работает над 30 различными видеоиграми для Web3. Каждая игра использует один и тот же токен 3ULL в своей внутриигровой экономике, что позволяет увеличивать полезность токена по мере выпуска каждой игры и привлечения большего числа игроков.
Босанке заявил, что проект еще не подписал контракт с рекламодателями, но планирует привлечь их в конце 2025 года. Как только будет получен доход от рекламы, компания потратит часть средств на продвижение игр, что потенциально привлечет больше игроков и еще больше повысит полезность токена.
* Американская корпорация Meta Platforms и принадлежащие ей социальные сети Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ.